Большие ножницы

Не вдаваясь в подробности, чтобы получить более четкое представление о том, что собой представляет такая техника, можно сказать, что это любая модель с высотой подъема более 15 метров. Приставка «большой» появляется в случае, когда грузоподъемность оборудования составляет более 0,8 тонны, размер платформы – 9,6х2,8 метров, максимальная рабочая высота – 34 метра. Современный рынок предлагает узкие и высокие ножничные подъемники (НП) с электроприводом и большой грузоподъемности.

Такие машины появились достаточно давно: например, производитель Liftlux выпускает их более 15 лет, а Holland Lift вышла на рынок еще на десять лет раньше. Но изначально такую технику преимущественно приобретали компании-арендодатели из ФРГ и Голландии, которые выбирали все «самое-самое», а НП таковыми считались.

При этом их коллеги из остальной части Европы не разделяли их точку зрения, искренне не понимая, зачем платить двойную цену за технику с 12-и и 15-метровой рабочей высотой, если сдавать ее дороже не удастся. Они предпочитали приобретать большее количество машин, пусть и грузоподъемность у них была меньше. И сегодня, несмотря на меньший разрыв в цене, такая тенденция сохранилась. Но указанные производители выпустили новую технику, высота подъема которой превышает 15 метров, а также специализированные машины с большой платформой, НП в узком исполнении и другие. Это дало ожидаемый эффект и отдельные клиенты начали их приобретать.

Несколько сотен таких машин было продано даже в тех государствах, где приоритетной считается ценность, а на всевозможные новшества смотрят скептически. По крайней мере, это касается рынка аренды подъемников. До слияния с Platform Company в компании Nationwide могли вполне вежливо отказать клиенту, если он считал предлагаемую модель узкоспециализированным изделием. А после слияния у нее появился целый парк такой техники.

С расширением сферы применения электрических ножничных подъемников (ЭНП) изменилось и отношение к ним, покупатели стали более компетентны в различных тонкостях. Теперь очевидно, что применение правильно подобранной спецтехники существенно ускоряет выполнение различных работ не в ущерб их качеству, что приводит к экономии средств, повышает уровень безопасности и эффективность работы оператора.

Высокие узкие ЭНП широко применяются в различных областях, в том числе в строительстве крупных объектов, высотой более 20 метров. К таковым относятся автоматизированных складов, а также дистрибьюторских центров. Такие машины могут эффективно использоваться для установки стеллажных систем, монтажа различного оборудования на потоке, включая отопительную и вентиляционную системы, освещение и так далее. В Европе, как раз нет недостатка в таких объектах, и бурное их строительство продолжается. Так, высота некоторых современных складов может достигать 30 метров.

Кроме этого, со временем появились новые методы строительства, более эффективные. Например, изменения коснулись очередности некоторых работ: сейчас перед установкой бетонной плиты сначала возводят металлический каркас. После этого объект передается другой компании, силами которой выполняются завершительные отделочные работы и установка складских систем. Кроме этого, легче подвозить материалы и работать в проходах, когда пространство еще не ограничено, поэтому такие компании стремятся установить стеллажи до того, как появятся. Все это отразилось на разработке подъемников – производителям пришлось приспосабливать их к эксплуатации вне помещений. Но это непростая задача, поскольку ножничный механизм требовалось размещать на шасси 1,2 метра шириной, тогда как его высота составляет 20-28 метров.

Компания Genie решила эту проблему в 2006 году, выпустив подъемник GS3232. Удивительно, что производители предпочли приспособить идею установки выравнивающих опор на узкие ЭНП под тяжелые машины, вместо простого копирования на малогабаритных подъемниках.

Предприятия по выпуску больших подъемников выбрали другой подход. Так PB, которая является крупнейшим игроком на рынке, применила идею Genie. Сегодня компания предлагает в качестве дополнительной комплектации к большим машинам более мощную конструкцию. С появлением таких подъемников стало возможным их использование на наклонной поверхности. Также опоры гарантируют строго горизонтальную установку техники до начала подъема, что обеспечивает большую устойчивость по сравнению с подъемником под наклоном в 1-2 градуса. Кроме этого, значительно упростилось проведение расчетов для работы вне помещения, в случае которой требуется учет скорости ветра.

Holland Lift так же ввела некоторые изменения в новой модели 28-метрового узкого ЭНП: расхождение опор книзу под углом в несколько градусов. Такая концепция позволила добиться ровного положения машины при выдвинутых опорах. При этом она получает дополнительные миллиметры к ширине, что также повышает ее устойчивость, в крайнем случае, предполагает экономию на противовесе.

Полный привод на больших ЭНП сегодня тоже уже не редкость. Иногда речь идет о возможности управления всеми колесами. Это поразительно, но учитывая их вес и тяжелое шасси, привод на все колеса уже не кажется бессмысленным. Также 4 небольших двигателя могут иметь стоимость гораздо ниже, чем 2 больших. Торможение осуществляется всеми колесами, что тоже имеет значение. При повороте подъемника такое рулевое управление придает дополнительную маневренность, позволяет ее эффективно использовать в узких проходах, особенно в конце таковых при развороте.

Внедорожные ЭНП

В области производства больших внедорожных ЭНП наблюдается замедление темпов развития. Основные игроки на рынке – уже упомянутая Genie, а также Haulotte, JLG и Skyjack. На их счету немного новинок. Так, на рынке появилась новая линейка тяжелых подъемников, которая стала результатом совместной работы UpRight и Omega Lift (Голландия). Новую машину с 17-метровой высотой подъема платформы представила Iteco (Италия).

Большие ЭНП для облицовочных работ

Компании, которые специализируются на облицовки зданий, долгое время использовали для работы внедорожные ножничные погрузчики. Это было оправдано способностью машин перемещаться вокруг недавно возведенных «коробок», которые со всех сторон окружены неровным грунтом. Просторная платформа и хорошая грузоподъемность – еще два преимущества, особо ценимые такими компаниями.

Однако за последнее десятилетие в этом сегменте рынка наиболее заметной была Skyjack. Компания выпустила модель 9250, но она сразу попала в категорию узкоспециализированной техники. Машина была больше других, которые предлагались на рынке, у нее был самоцентрирующийся ножничный механизм, а также большая платформа, имеющая две выдвижные секции.

Идея использования двух секций выдвижного типа принадлежит Дэвиду Мику, который основал в Великобритании арендную компанию Meek Rentals. Началось все с того, что он поспорил с владельцем Skyjack Вольфом Гесслером, что создаст платформу размером шесть и более метров, на которой будут помещаться длинные облицовочные панели (в то время они только начали появляться). В итоге появилась идея о создании второй выдвижной секции. Сегодня 7-метровые платформы с такими секциями пользуются хорошим спросом, поскольку на них помещаются панели максимальной длины. Большинство производителей стали выпускать машины с такой платформой. Сейчас компания Мика стала частью Platform Company, которая входит в Nationwide Platforms

Но некоторые компании пошли еще дальше — начали производство манипуляторов, устанавливаемых на платформы больших ЭНП. Первой эту идею воплотила Nationwide Access, разработав систему Powerclad. Впоследствии ее приспособили к телескопическому погрузчику, что значительно сократило время облицовочных работ: ежедневный объем монтируемых 7-метровых панелей может достигать 30 единиц. По крайней мере, об этом заявил сам производитель.

Аналогичный манипулятор был разработан Полом Каммисом, который в определенный период был владельцем MEC. Совместно с JLG компания выпустила его под брендом Blue Sky. Механизм обладал рядом преимуществ, в числе которых огромная производительность, но в нем не было воплощено главное, что от него ожидалось.

Помимо упомянутой компании, можно смело предположить, что аналоги продукции есть и у Haulotte, а также постоянных его постоянных игроков JLG и Genie. Диапазон рабочей высоты у таких манипуляторов – 9-15 метров, что вполне достаточно для облицовки большинства зданий. На самом деле при выборе ножничных подъемников больше внимания уделяется не их высоте, а размерам платформы. Поэтому компании-производители начали ставить платформы большого размера с двумя выдвижными секциями на машины высотой 9,5 метров. Ее большая грузоподъемность является дополнительным преимуществом к основному плюсу – меньшей стоимости.

Новинки

С уникальным предложением в рассматриваемом секторе выступила Iteco, которая представила на рынке модель тяжелую 15-метровую дизель-электрическую модель. Еще одной новинкой компании стал 17-метровый внедорожный ЭНП – модель IT17210. Выдвижная секция платформы 2 метра, ее максимальная ширина с секцией в выдвинутом положении достигает 5,4 метров. Длина модели меньше 4 метров, ширина 2,1 метров.

Расширила свою линейку и компания MEC, выпустив модели серии 91ES, у которых высота подъема платформы достигает максимум 12,5 метров. Производитель заявляет о повышенном интересе к таким машинам со стороны покупателей. Итальянская Airo, выпустив 12-метровые НП, тоже добилась определенного успеха и планирует выйти на новый рынки с этими изделиями в связи с их популярностью.

В этом сегменте рынка одним из самых крупных и старейших игроков является компания UpRight. Первой подобной машиной, которую она выпустила, стала Flying Carpet. В 90-е годы данный производитель не снизил активность, представив линейку LX. Техника быстро набирала обороты по популярности, но по истечении времени спрос на нее упал, поскольку владельцам постоянно приходилось решать проблемы с осями, да и качество покраски оставляло желать лучшего. Сегодня компании удалось выйти на рынок тяжелых подъемников, заключив договор с Omega Lift о выпуске машин «голландского стиля», но под своим брендом.

Последней выпущенной моделью этой серии стал ножничный подъемник HX67RT, высота платформы которого составляет 20,5 метров. Ее предшественниками были: узкий дизельный полноприводный X80ND и гусеничный X28T.

Новая модель станет самой высокой в серии тяжелых внедорожных ЭНП, в которую на настоящий момент входят три машины, рабочая высота которых составляет 13, 16, 20,5 метров. Также в компании анонсировали выпуск других новинок в ближайшее время.

Что касается комплектации, то у моделей новой линейки, она будет стандартной. Машины будут оснащены выравнивающими опорами (полностью автоматическими), а также качающимися осями и платформой размером 7,5х2,4 метра с двумя выдвижными секциями. Грузоподъемность в 0,8 тонны вполне достаточно, чтобы подъять 4 человека и 450кг материалов, инструментов.

Ростехнология производственная компания

г. Москва: (495) 741-98-49
г. Калуга: (4842) 75-16-69
E-mail: obsnab@yandex.ru