Использование подъемной техники для обслуживания ЛЭП
Впервые механизированные машины и оборудование начали использовать коммунальные службы, и сотрудничающие с ними предприятия – подрядчики. Во многом благодаря этим организациям производители начали развивать такое направление, как выпуск легковых автомобилей-вышек, предназначенных для ремонта и обслуживания подвесных проводов трамвайных линий, а также мачт уличного освещения. Впоследствии такую технику начали применять и в других сферах: обслуживание телефонных кабелей и передающих антенн, а также высоковольтных линий электропередач и так далее.
Со временем автомобили-вышки почти перестали использоваться в работах коммунальных служб, а установленные на грузовую машину ножничные подъемники, которые могли их заменить, не получили ожидаемого распространения. До недавнего времени в основном использовались стреловые подъемники на фургоне или грузовике, которые отлично подходили для таких работ, поэтому производители стремились усовершенствовать эту технику с целью повышения ее эффективности.
Например, с появлением новых моделей удалось решить проблему с полным перекрытием дорог во время ремонта подвесных проводов. У такой техники отсутствуют аутригеры или если таковые и есть, то они очень узкие. Это позволяет занимать только одну полосу дороги. Для обслуживания и ремонта перечисленных выше объектов в Великобритании до сих пор практикуется подъем на столбы, чем крайне недовольно местное Управление по безопасности, здравоохранению и экологии.
Со стороны ведомства оказывается серьезное давление на коммунальные предприятия. В качестве альтернативы были рассмотрены другие пути, включая разработку иерархии методов таких работ, в соответствии с которой предпочтительнее использование подъемной техники вместо монтерских лестниц и «кошек». Британских коммунальщиков обязали соблюдать правила по работам на малой высоте, для которых ранее использовались упомянутые выше устаревшие устройства. Таким образом, они не только упростили переход коммунальных предприятий на механизированную технику при проведении подъемных работ, но и сделали его неизбежным.
Иерархия подъемной техники
- Первую ступень и занимают передвижные подъемники, а также страховочное оборудование, которое прикреплено строп с внутренней стороны корзины. Сюда же входят (допускается к использованию): проверенная страховка либо леса, фиксированная платформа.
- Далее следуют лестницы, которые при необходимости должны быть закреплены сверху и снизу. Для таковых обязательными являются наличие защиты от падения и проверенной страховки.
- Монтерские устройства, приспособления и проверенная страховка.
Подобные инициативы всегда сталкиваются с одной проблемой, связанной с множеством вариантов применения и интерпретации правил в зависимости от специфически особенностей того или иного региона. Так, в ряде районов работа подрядчиков была остановлена, несмотря на то, что используемые ими «кошки» или лестницы не шли вразрез с методическими рекомендациями. Предприятиям выносилось предупреждение, несмотря на наличие всех требуемых бумаг, включая проект производства работ и оценку рисков, а также проведение соответствующих испытаний.
Balfour Beatty – британская компания, которая входит в число крупнейших местных подрядчиков, выступила с инициативой решить указанную проблему. На организованной ею встрече компаний и предприятий, которые работают в сфере энергоснабжения, при участии специалистов Управления обсуждались точки зрения обоих сторон. В ходе встречи рассматривались пути устранения таких разночтений. В итоге она переросла в высокоспециализированное мероприятие с участием некоторых производителей данной техники, выступивших с предложением оказать поддержку в решении указанной проблемы.
Нил Хоуп-Коллинс, инспектор Управления в своем докладе доступно и аргументировано пояснил присутствующим, что ведомство считает последним средством подъем с использованием «кошек» на территории города. Его применение допустимо исключительно в особых ситуациях. По его словам, передвижной подъемник при таких работах способен обеспечить более эффективную защиту от падения. Если для проведения работ подъем с использованием таких устройств является все же лучшим способом, организация настаивает на том, чтобы ввести нормативные требования по размещению приспособлений и промышленному альпинизму. В частности речь идет о двух отдельных оттяжках с прикрепленным к ним страховочным поясом, самоблокирующимся подъемно-спусковым устройством. Также здесь имеется в виду страховая оттяжка, оснащенная мобильной системой защиты от падения. Учитывая все это, не вызывает сомнений, что использование такой техники будет более эффективным и надежным с точки зрения безопасности способом проведения подъемных работ.
И если позиция Управления никого не удивила, поскольку сама идея продвигалась давно, а в последние годы лишь резко начала набирать обороты, то откровенная борьба с «кошками» стала неожиданностью. В своем докладе Хоуп-Коллинс предельно ясно дал понять, что таким приспособлениям будет «объявлена война» даже в труднодоступных и отдаленных местах. До настоящего времени к ним еще проявляли лояльность, поскольку применение подъемников в таких участках не представлялось возможным.
Сегодня подобные аргументы уже не берутся в расчет, поскольку он не оправдывает отказ от использования современного оборудования, которое представлено производителями в широком выборе. Также инспектор дал понять, что ведомство будет всеми способами побуждать подрядчиков коммунальных служб расширять область применения подъемников, при этом к фактам аварий в отдаленных местах отношение будет уже более серьезное. В списке спецтехники, озвученном инспектором в качестве примеров, были перечислены различные подъемники, в том числе устанавливаемые на Land Rover, Unimog и гусеничные модели типа «паук», рабочая высота которых может достигать 50 метров.
Стареющие электросети
Большая доля всех британских электросетей была построена более полувека назад, когда в рамках реализации государственной программа проводилась электрификация сел. С того времени электросети значительно расширились, но большая часть все же требует замены и масштабы ремонта продолжают расти. Кроме этого, модернизация электросетей необходима и по причине роста будущих потребностей. Деревянные столбы в основном используются на ЛЭП напряжением от самого низкого до 132кВ.
Обслуживание опор линий электросетей
В Великобритании насчитывается более 80 тысяч опор высоковольтных линий электропередач. При этом National Grid обслуживает 22 тысячи из указанного количества. Большинство из них это двухконтурные линии с единым центральным проводом заземления. Периодически, а именно каждые 3-4 десятилетия, необходимо производить капитальный ремонт линий: менять все провода, арматуры, изоляторы, заземления на двух контурах.
Замена проводов производится, как правило, на участках порядка 4-х километров, каждый из которых насчитывает в среднем 12 опор. Для проведения этих работ требуются подъемники с обоих концов и на двух промежуточных опорах.
Ремонт линий электропередач
Трудоемкость и сложность замены изоляторов, электроарматуры, проводов и заземления заключается в необходимости монтажа надежного подъемного оборудования. Для установки узлов крепления для подвешенной на поперечине платформы монтеры должны подняться на опору. После этого с помощью лебедки платформу в горизонтальном или вертикальном положении поднимают на требуемую высоту и подвешивают ее по центру. Для фиксации платформы в ровном положении используются лебедочные блоки или грунтовые якоря. Когда подготовительные работы проведены, работники приступают к ремонту. По времени весь процесс занимает порядка 5 часов, из которых три уходит на монтажные работы, а оставшиеся на перемещение к следующей опоре.
Что касается количества задействованных монтеров и времени беспрерывной их работы на опоре. На платформе одновременно находится три человека, при этом за день каждый из них поднимается по пять раз, но за один подъем работает не более часа. Среди крупных подрядчиков уже есть предприятия, которые по возможности используют автогидроподъемники или высотные подъемники-«пауки», когда грунт не позволяет применять более тяжелую спецтехнику.
Так или иначе, благодаря таким машинам не только экономится время на монтаж, исключается риск, сопряженный с подъемом на опоры. Несмотря на существующую до сих пор практику применения традиционных методов, которая больше по душе многим опытным монтерам, изменения в этой области неизбежны.
Снятие габариток
Чтобы выполнить эту задачу монтеру приходится работать в тележке, перемещающейся по проводам линии электропередач. Как правило, работник сначала поднимается на опору, затем устанавливает лебедку, которая поднимает верхнюю тележку. Когда последняя оказывается на верхних проводах, с помощью сидящего на них монтера другие тележки опускаются на нижние провода.
Существует и другой способ, когда для поднятия тележки к верхним проводам используется автогидроподъемник на внедорожном шасси или машина-«паук». Размещение тележки на проводах осуществляется с помощью монтера, который перелезает в нее с подъемной техники. А опускается подъемник вторым работником с нижнего пульта управления. Далее этот цикл повторяется со средними, а потом и с нижними проводами.
Методика Дании
В этой стране действуют правила, которые рассчитывает внедрить у себя и британское Управление. В том числе это касается датской практики, когда подъем на опоры совершается исключительно с целью разового осмотра. Для обслуживания датских линий электропередач используются вездеходные краны, оснащенные большой платформой, и краном-манипулятором, который устанавливается на конце стрелы. Привлекательна такая методика уже тем, что позволяет исключить подъем на опору в принципе. В этом случае нет необходимости в ручном подъеме грузов, сложной координации креплений и лебедок. Кроме этого, такую платформу можно разместить в наиболее удобном для монтеров месте. Это бесспорно повышает эффективности их работы, способствует их меньшему утомлению. Кроме этого, благодаря такому методу уменьшается количество оборудования и заземления.